Основные и дополнительные образовательные программы

  

Краткая презентация Программы

Содержание инвариантной части образовательной программы ДОУ.

Образовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

 

Образовательная программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Примерных общеобразовательных программ: «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, с учетом программ: «Юный эколог» С.Н.Николаева, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, Т. В. Черных «Уроки моря»

Образовательная программа ДОУ определяет продолжительность пребывания детей в детском саду в соответствии с режим работы ДОУ, объемом решаемых задач образовательной деятельности и предельной наполняемостью групп. Данная программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Содержание Программы ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

 Содержание вариативной части образовательной программы ДОУ

 

Региональный компонент

Дополнительная образовательная программа «Живая экология» .

 Программа применяется в  общей структуре подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.

Основная цель программы— формирование представления о флоре и фауне Приморского края и Дальнего Востока.

Дети приобретают базовые познания о живой природе – знакомятся с флорой и фауной Приморского края и Дальнего Востока, учатся распознавать, называть и описывать их.

 

Задачи программы:

—                   Осуществлять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края. Представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий).

—        Приобщать детей к своей маленькой родине, через педагогический процесс.

—        Расширять представления детей о животном и растительном мире  родного края.

—        Воспитывать в детях бережное отношения к окружающей среде.

—        Воспитывать в детях чувство любви к своему краю, городу, поселку.

Научность и доступность. Дети получают современные знания о природе. Обучение ребенка реализуется в доступной, привлекатель¬ной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтение литерату¬ры, наблюдения, рисование и др.

Целостность программы заключается в последовательной пода¬че материала от простого к сложному, что создает целостное вос¬приятие природного разнообразия природы Приморского края. Акцентируется внимание на взаимосвязи живых и человека как части природы.

Возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основная образовательная программа ориентирована на детей от двух до сем лет (в отдельных случаях до восьми лет).

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии произведений искусства, творческой и продуктивной деятельности

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

В возрасте 3–4 лет взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами и ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в  

значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут.      

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении и похвале. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

 

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети могут группировать объекты по двум признакам, например, цвету и форме. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей.

Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) очень важно для развития и формирования личности дошкольников. Родители (законные представители) детей являются важными участниками образовательной деятельности и активно привлекаются к общественной и образовательной жизни детского сада.

Основные формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование;

информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток;

образование родителей: проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки;

совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров, конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Участие родителей в мероприятиях ДОУ: праздниках, развлечениях, выполнение рекомендаций учителя-логопеда и психолога-психолога, консультирование родителей, родительские собрания, практикумы и мастер-классы, которые помогают выработать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.

Участие родителей в совместных с детьми выставках поделок и рисунков.

Ориентация родителей на совместное с ребенком чтение детской литературы, просмотр соответствующих возрасту художественных и мультипликационных фильмов.

Проведение совместных с родителями акций по благоустройству и озеленению территории детского сада.

Познавательное развитие

Прогулки с детьми в природу и общественные места. Индивидуальные беседы. Консультации для родителей. Опыты и наблюдения за природными объектами, сбор природных объектов, материала для копилок времен года, изготовление вертушек, ловушек для ветра, кормушек для птиц. Домашние чтения. Собственный пример. Открытые НОД для родителей.

Опрос, анкеты, информационные листы в родительском уголке, рекомендации по совместному выполнению заданий с детьми по тетрадям, информация на сайте ДОУ.

Консультации специалистов ДОУ об особенностях адаптации, возрастных особенностях дошкольников, специфике подготовке детей к школе, особенностях мышления и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Речевое развитие

Участие родителей во всех педагогических мероприятиях, организуемых для родителей педагогами: консультациях, практикумах, мастер-классах, круглых столах, родительских собраниях, в обсуждении проблем на Интернет-странице, праздниках.

Консультирование родителей о ценности домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. Побуждение поддерживать детское сочинительство, детскую любознательность и склонность пофантазировать.

 

Художественно-эстетическое развитие

Участие родителей в праздниках, совместных детско-родительских проектах, конкурсах, выставках, концертах.

Проведение консультаций для родителей об особенностях и видах детского творчества, информирование через сайт ДОУ.

Совместное посещение выставок и музеев. Просмотр культурных программ.

 

Физическое развитие

Участие родителей в праздниках, физкультурных досугах, спортивных соревнованиях, веселых стартах.

Консультации в родительских уголках, родительские собрания об особенностях физического развития дошкольников, влиянии семьи на формирование здорового образа жизни ребенка, о вредных факторах, влияющих на здоровье детей, о личном примере взрослых.

Индивидуальные беседы с родителями о здоровье                                                                                                                             сберегающих и здоровье формирующих мероприятиях, профилактических и закаливающих мероприятиях.

Основные приоритеты совместного с родителями (законными представителями) развития ребенка

Развитие детской любознательности.

Развитие связной речи.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских

взаимоотношений.

Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Принципы взаимодействия с семьей

Принцип первостепенности семьи. Семья – главное окружение ребенка.

Принцип уважения и поддержки решений, которые принимаются семьей ребенка. Члены семья – важные участники образовательного процесса и главные люди, отвечающие за принятие решений в образовании ребенка.

Принцип личной ориентации. Взаимодействия с семьей на основе принятия и уважения ее индивидуальной семейной истории, традиции, образа жизни. Ориентации на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи.

Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в жизни ДОУ, на основе позиции детский сад - профессиональный помощник семьи в воспитании детей.

Принцип социального творчества. Детский сад - это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад - это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку и родителю в построении партнерских отношений.

Таким образом, главная цель сотрудничества между педагогами и специалистами детского сада и семьями воспитанников — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. 

основная образовательная программа /novaja_obrazovatelnaja_programma_ds_35.docx

Рекламный код
 МБУО  Независимая система оценки качества образованияголосование